Friday, October 14, 2011

Интервью с Сергеем Летовым - Interview with Sergei Letov

(for English - scroll down)

Сергей Летов - личность во всех отношениях легендарная. Помимо того, что на протяжении многих лет был главным коллаборатором Сергея Курёхина, работал и сотрудничал с массой других ведущих музыкантов - как отечественных, так и зарубежных. Играл с translit-ом на московских концертах в 2009-м году, участвовал в записи последнего альбома группы и будет играть с ней в октябре - на концертах в Питере и Москве.



Вы постоянно в концертах-разъездах. Не устаёте?


Почему же? Устаю… Уже несколько лет замечаю за собой, что мне грустно уезжать из Москвы, особенно почему-то на поезде. В полетах на самолете не до грусти – все время проблемы с проносом инструментов в салон самолета, вообще с транспортировкой того, что нужно для концерта. Баритон саксофон я в последний раз брал в полет в 2004, кажется.


Музыка - самое главное в вашей жизни?


Да. Так или иначе, все подчинено музыке.


Если бы вы не стали музыкантом, работали бы по специальности, или стали бы развивать иное творческое начало?


Я до января 1989 г. работал в НИИ, дослужился до ведущего инженера. Чтобы продвигаться по служебной лестнице дальше, нужно было защищать диссертацию, я окончил заочно аспирантуру, диссертацию написал, у меня было 15 авторских свидетельств, но… Мои партнеры по ансамблю Три”О” потребовали, чтобы я определялся: музыка или наука! Я поддался их уговорам и уволился из института, всю науку бросил.


Вы известны сотрудничеством с огромным количеством музыкантов. Как решаете для себя с кем работать, а с кем нет, или это чисто интуитивно?


Раньше это было как-то проще. У людей в 80-е не было такого всепоглощающего стремления к раскрутке, к самопродвижению, поэтому меня приглашали к сотрудничеству те, кому нравилось то, как я играю, именно мой стиль, интонация, способ мышления… В 2000-х пришло поколение, выросшее в пост-советскую эпоху. Для этого поколения в принципе не важно, как я играю, какой у меня подход к музыке, меня приглашают зачастую, чтобы я просто воплощал их идеи о музыкальном продукте, ну, и способствовал определенной своей известностью раскрутке коллектива. К сожалению, таких случаев было уже несколько. Ну, иногда мне удается отказаться сразу же, если меня абсолютно не привлекают ни слова, ни музыка, если нет ни одного элемента, который бы не был абсолютно неприемлем. Отказываюсь, если людям не нужен именно я, а нужен саксофон вообще, ну чтобы там что-то такое обобщенное наиграть – какие-то унылые партии. Вообще, в последнее время я отказываюсь значительно чаще, чем соглашаюсь.


Как вас угораздило играть с translit-ом?


Андрей пригласил. Послал мне записи, я послушал, понравилось.


Многие, вы в том числе, часто говорят о плачевной ситуации т.н. современной независимой музыкe - вы считаете это касается только России, или это можно наблюдать везде?


Я думаю, что прежде всего тяжелая ситуация в России. Ситуация в основном связана с колоссальным снижением музыкальной культуры в стране, с засилием шансона, попсни. Мне кажется, что этому есть и объективная причина – логоцентричность русской культуры, примат словесного образа над любыми другими, и субъективная – резкая коммерциализация СМИ, прежде всего радио и ТВ – засилие там музыки по ротации, коммерческих поделок. В советское время по радио передавали почти исключительно классику, эстрада звучала “в рабочий полдень”. Да и то, советские песни по музыкальному уровню намного выше, чем всея мерзкая попсня, что звучит по радио и ТВ с 1991 г. Вторая большая проблема состоит в исчезновении домашнего музицирования: его заменило тупое скачивание музыки из интернета. В общем, Капитал побеждает… (“Комбинат” из “пролетая над гнездом кукушки”).


Когда вам приходится играть перед (полу-) пустыми залами, вам не обидно? Отдаваться не жалко?


Обидно, конечно. Но это же естественно для нашей страны. Очень мало музыкально культурных людей, единицы. Когда-то, лет 12 назад на одной из служб знакомств можно было подсчитать статистику музыкальных предпочтений: из 10 000 москвичек “джаз” отметило 5, “авангард” – одна. Это было еще в эпоху, когда интернетом пользовались только интеллигентные люди. Сейчас статистика была бы в 1000 раз более печальная. Ну, когда играешь перед аудиторией в 15-30 человек фри-джаз, свободную импровизацию, экспериментальную музыку, - это как-то более-менее понятно. Но вот играть в такой аудитории рок - просто очень огорчительно.


Когда сами не играете, музыку слушаете? Если да, то что?


Я вообще-то очень мало слушаю в последнее время. Меня музыка в записи перестала цеплять. Но вот на концертах я тоже бываю нечасто, но каждый концерт такой запоминаю. Нравятся концерты, которые организует Алексей Борисов (электронная музыка), концерты с участием этнических музыкантов (Грант Айрапетян, Саинхо, Альбина Ахатова).


Какие у вас пожелания для начинающих музыкантов?


Не думать о раскрутке, признании – больше думать о том, как бы сделать что-то оригинальное, непохожее на других, как изобрести НОВУЮ музыку, может быть, и не музыку вовсе – а что-то совсем новое? Меньше слушать записи других музыкантов, идти своим путем. Я думаю, что для современной музыки очень важно оплодотворение другими искусствами, музыкант должен много читать, понимать современное изобразительное искусство, театр.


Какие у вас пожелания для себя?


Освоить MAX/MSP или PD, научиться играть на бас-саксофоне так же легко, как на сопрано или теноре, сделать новую электронную концертную программу.

* * *


Sergei Letov – a true legend, in every sense of the word. Apart from having been the main musical partner of the late Sergei Kuryokhin for many years, he has worked with a wide variety of leading musicians – in and outside of Russia. Played with translit during their April 2009 Russian tour, took part in the recording of the band’s latest album and will be on stage with them again in October 2011 in St Petersburg and Moscow.

You always play concerts, always on the move. You never get tired?

Of course I do… I’ve noticed that in the last few years I always feel sad when leaving Moscow, especially when I take a train. I don’t have time for sadness when I fly – there are always problems with carrying instruments into the aircraft, and with all sorts of things associated with transporting concert equipment. Last time I took a baritone saxophone with me into the plane was back in 2004!

Is music the most important thing in your life?

Yes. Music is in charge of everything.

If you weren’t a musician, you’d have been an engineer or would you have worked on developing some other creative talent?

I became a senior engineer at a scientific research institute in January 1989. I had to write and defend a dissertation in order to keep on moving up the career ladder. So I got the degree, wrote the dissertation, but… My colleagues from the Tri-O band gave me an ultimatum: music or science! I gave in to their pressure and said good-bye to science.

You are known to collaborate with a huge number of musicians. How do you decide for yourself whom you’d like to work with, or is it purely intuitive?

It was simpler in the past. People in the 80’s didn’t have this all-consuming desire for self-promotion, that’s why I was invited to collaborate only by those who truly liked how I played, my style, tone, way of thinking… The 2000’s saw a whole new generation appearing, it grew up in the post-soviet era. This generation doesn’t care about how I play or what my approach to music is. I am often invited just so that I could reflect their ideas about a musical product and so that my established name could contribute to their own promotion. Unfortunately, this has happened quite a few times already. Sometimes, if I do not feel attracted by the lyrics or the music, if there’s not a single element that I find interesting, I manage to say no straight away. I also decline if people don’t need me as a musician but as just a saxophone player in general – just to take care of some boring parts. All in all, lately I say no much more often than yes.

So what pushed you to work with translit?

Andrei invited me. He sent me the recordings, I listened to them and liked what I heard.

Many, you included, often talk about a poor state of today’s independent music – do you think it concerns only Russia, or is it more of a global phenomenon?

I think that first and foremost, the situation is poor in Russia. It has to do with a considerable degradation of the country’s modern music culture, with cheap and tasteless “pop” music fed to us on every corner. I believe that the main objective reason for it is in the logocentricity of the Russian culture, the supremacy of the word over any other type of imagery. What I would call a subjective reason is a total commercialisation of mass-media, of radio and TV above all. All you hear is this highly commercialised artificial product created for constant rotation. In the old soviet times, you’d only hear classical music on the radio, the so called “variety” music was played only for an hour or two a day. And the quality of it was far superior to the stuff coming out of TV and radio starting from 1991. Another big problem lies in the disappearance of playing or making music at home – it got replaced by stupid downloading from the internet. All in all, the Capital is winning… (The Combine from “One flew over the cuckoo’s nest”).

Do you not feel annoyed when playing in (half-) empty music halls?

I do, yes. But it’s natural for our country. There are very few musically cultural people. About 12 years ago, one could observe an interesting statistic: out of 10000 girls from a Moscow dating service, only 5 have put jazz as one of their favourite types of music, with avant-guard marked by only 1. It was at a time when internet was used mainly by intellectuals. Now the same statistic would be 1000 times sadder. I mean, when you’re playing free jazz and experimental improvisations in front of 15-30 people, that’s more or less understandable. But playing rock music in front of an audience of the same size is somewhat depressing.

When you’re not playing music, do you listen to it? If yes, what do you listen to?

I don’t listen that much to music lately. I’m not attracted to the recorded music anymore. Having said that, I don’t go to concerts very often either, but each one I go to is memorable. I like the concerts that are organised by Alexey Borisov (electro), concerts by ethno musicians (Grant Ayrapetian, Sainho, Albina Ahatova).

What would you say to the beginner musicians?

Don’t think about promotion, recognition. Think more about how you can make your music more original, how to create NEW music, or not necessarily music at all for that matter, but something absolutely unheard of. Don’t listen to so many other people’s recordings, go your own way. I believe that modern music is in a bad need of injections from other forms of art – a musician must read a lot, have a good understanding of modern arts, theater.

What would you wish for yourself?

Get to grips with MAX/MSP or PD, learn how to play bass saxophone as easily as the soprano or the tenor ones, make a new electronic concert programme.




1 comment:

  1. "Я думаю, что для современной музыки очень важно оплодотворение другими искусствами, музыкант должен много читать, понимать современное изобразительное искусство, театр."
    Очень правильно!
    И слушателю, впрочем, тоже 8)

    ReplyDelete